Защита прав при проведении проверок

 

Отношения, возникающие в процессе взаимодействия предпринимателей с сотрудниками милиции в рамках проведения мероприятий по контролю, регулируются Федеральным законом № 294-ФЗ от 8 августа 2001 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Законом РФ от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции».



Анализ указанных законодательных актов приводит к следующим выводам:

  • мероприятие по контролю может проводиться только на основании мотивированного постановления начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя;
  • при этом следует помнить, что некоторые сотрудники милиции, пытаясь обосновать отсутствие постановления ссылаются на Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», который в некоторых случаях действительно предоставляет им право действовать и без него. Для внесения ясности в этот вопрос необходимо учитывать, что основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются: наличие возбужденного уголовного дела; ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших и др. И если с первым основанием все ясно, то второе часто становится инструментом манипулирования неосведомленными в правовом отношении предпринимателями.
  • мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в постановлении о проведении проверки;
  • мероприятие по контролю в обязательном порядке производится в присутствии двух понятых, а также представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, либо его представителя (представителем может выступать продавец), которым вручаются копия вышеуказанного постановления, а также копии протоколов и описей, составленных в результате данных мероприятий, а при отсутствии таковых - с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления;
  • продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц;
  • в процессе проведения мероприятия по контролю сотрудники милиции имеют право: изучать документы организаций и предпринимателей на материальные ценности, на денежные средства, изымать данные документы с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов; требовать обязательного проведения проверок и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности, а также проводить их; изымать с обязательным составлением протокола образцы сырья и продукции; опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей на время проведения проверок, ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности или инвентаризации материальных ценностей, но не более чем на семь суток, а в случае, если эти действия приведут к приостановлению деятельности организации, на срок не более 48 часов;
  • При изъятии подлинных документов, с них должны изготовляться копии, которые заверяются должностным лицом органа внутренних дел, проводящим проверку или ревизию, и передаются лицу, у которого изымаются подлинные документы. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием подлинных документов, должностное лицо органа внутренних дел, проводящее проверку или ревизию, передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты подлинные документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается соответствующая запись в протоколе об изъятии;
  • если в ходе проверки обнаружено административное правонарушение, сотрудником милиции составляется протокол. Также, он дает предписания об устранении выявленных нарушений;
  • по окончании проверки сотрудник милиции делает запись в журнале учета мероприятий по контролю о проведенном мероприятии по контролю. Запись должна содержать сведения о наименовании органа, проводящего проверку, дате, времени проведения мероприятия по контролю, о нормативном акте, в соответствии с которым проведена проверка, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись.

 

Внимание!

Необходимо знать, что сотрудники милиции обязаны по просьбе проверяемого предоставить ему копию протокола. Протокол является бланком строгой отчетности и имеет свой учетный номер. Если сотрудник милиции отказывается предоставить копию протокола: поставьте прочерки в незаполненных графах; письменно укажите на бланке протокола, что сотрудник милиции отказался передать копию протокола, несмотря на просьбу; подпишите «с протоколом не согласен» и поставьте дату под подписью.

 

Документы, наличие которых имеет право проверять сотрудник милиции:

  • паспорт (удостоверение личности);
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • лицензия;
  • патенты или иные правоустанавливающие документы;
  • сертификаты;
  • кассовый журнал;
  • накладные и т.п.

 

Виды правонарушений, за которые взыскания налагаются сотрудниками милиции

К видам правонарушений, за которые взыскания налагаются сотрудниками милиции, относятся:

  • продажа товаров при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце;
  • незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена;
  • продажа подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов;
  • обман потребителей;
  • нарушение валютного законодательства;
  • нарушение порядка занятия кустарно-ремесленными промыслами и другой индивидуальной трудовой деятельностью и т.д.

 

Участковый уполномоченный милиции

Деятельность участкового уполномоченного милиции регулируется также «Инструкцией по организации деятельности участкового уполномоченного милиции», утвержденной Приказом МВД РФ от 16 сентября 2002 года № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных».

 

За каждым участковым уполномоченным приказом начальника органа внутренних дел закрепляется для обслуживания административный участок с населением в городах не более 3-3,5 тысячи человек, а в сельской местности - в границах одного сельского (поселкового) административно-территориального образования, но не более 3,5 тысячи человек на одного участкового уполномоченного. В случае, когда на территории сельского (поселкового) административно-территориального образования насчитывается свыше 3,5 тысячи человек населения, вводится дополнительная должность участкового уполномоченного.

 

Внимание!

Для безошибочного определения принадлежности прибывшего лица как представителя правоохранительных органов следует помнить:

  • участковый инспектор в служебное время должен носить установленную форму одежды;
  • участковый милиционер прикреплен к определенному участку. Использование его на работе, не связанной непосредственно с обслуживанием закрепленного за ним участка, допускается, в исключительных случаях, по указанию начальника органов внутренних дел, либо начальника милиции общественной безопасности (местной милиции) при условии осложнения оперативной обстановки;
  • по прибытии на предприятие или к предпринимателю, а также при осуществлении других мероприятий, участковый милиционер обязан предъявить служебное удостоверение.
Примите участие в опросе!