Планируемые изменения в законодательстве

 

В настоящий момент, в целях правового регулирования ряда проблем, выявленных по итогам правоприменительной практики Федерального закона № 294-ФЗ, был разработан проект Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)» (далее также - законопроект).

Нормы законопроекта распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора).

Предполагается, что нормы законопроекта распространяются на все виды государственного и муниципального контроля, за исключением действий уполномоченных органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия, налогового, банковского, валютного, бюджетного надзора, контроля на финансовых рынках, а также при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Кроме того,положения настоящего Федерального закона не применяются также к отношениям, связанным с проведением государственного метрологического надзора; государственного контроля (надзора) в области безопасности движения; контроля безопасности при использовании атомной энергии; таможенного контроля; санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля в пунктах перехода Государственной границы Российской Федерации; транспортного контроля (в пунктах пропуска транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации, а также в стационарных и передвижных пунктах на территории Российской Федерации); государственного контроля (надзора) администрациями морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации аэропортов на территориях указанных портов; государственного контроля (надзора), осуществляемого в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте.

Основной новеллой законопроекта представляется модернизация действующей системы планового контроля (надзора). В отношении всех видов предпринимательской деятельности плановый контроль (надзор) осуществляется не более, чем один раз в три года, за исключением изъятий, предусмотренных законопроектом. Предлагается сохранить иную нормативную периодичность (с учетом сезонности) лишь для контрольно-надзорных мероприятий в отношении социально-значимых объектов, функционирование которых может представлять повышенную опасность, для чего законопроектом предусмотрен закрытый перечень указанных объектов (больницы, детские сады, школы, дома престарелых, дошкольные и образовательные учреждения, а также иные социально-значимые учреждения).

Законопроектом внедряется преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, путем установления обязанности направления всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями до начала осуществления предпринимательской деятельности (отдельных видов деятельности) уведомления о начале предпринимательской деятельности о соответствии требованиям (федеральных, региональных и муниципальных), предъявляемым к данному виду деятельности действующим законодательством. Уведомлению о начале предпринимательской деятельности подлежит деятельность в следующих сферах: оказание гостиничных услуг, а также услуг по временному размещению и проживанию; оказание бытовых услуг населению; оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания; розничная торговля; оптовая торговля; перевозка пассажиров автомобильным транспортом до 20 человек и перевозка автомобильным транспортом грузов.

Кроме того, законопроектом устанавливается исчерпывающий перечень предъявляемых к уведомлениям сведений (охрана окружающей среды, жизни и здоровья).

Требования об уведомительном порядке не распространяются на отдельные виды деятельности, не связанные с соблюдением требований к охране окружающей среды, недр, охране жизни и здоровья граждан (например, рекрутинговые агентства, некоторые посреднические организации, организации по предоставлению юридических услуг, продажа некоторых видов продукции и т.п.). Перечень видов деятельности, не требующих предварительного уведомительного порядка, утверждается Постановлением Правительства Российской Федерации.

Форма уведомлений о начале предпринимательской деятельности утверждается Правительством Российской Федерации. Содержание уведомлений о начале предпринимательской деятельности утверждается Правительством Российской Федерации для федеральных требований, законодательным актом субъекта Российской Федерации для региональных требований и нормативным правовым актом органа местного самоуправления для муниципальных уведомлений.

В законопроекте регламентируется процедура представления уведомлений о начале предпринимательской деятельности и их принятия органами государственной власти и местного самоуправления. Согласно положениям законопроекта, уведомление подписывается руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем и в уведомительном порядке посредством почты (с 2011 года в электронном виде) направляется в федеральный орган исполнительной власти (определенный Правительством Российской Федерации), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и орган местного самоуправления. Сведения, указанные в уведомлении о начале предпринимательской деятельности, не требуют подтверждения третьими лицами, что позволяет ликвидировать необходимость получать бесконечные разрешения и заключения специальных учреждений и организаций.

Ответственность за соответствие уведомления о начале предпринимательской деятельности действительности и за соблюдение заявляемых требований несет сам заявитель. В случае проведения необходимых экспертиз для проверки (подтверждения) заявительных параметров, обязанность доказывания возлагается на орган государственного контроля (надзора).

Уведомление о начале предпринимательской деятельности подлежит обязательному своевременному обновлению (дополнению, изменению) в случаях изменения видов хозяйственной деятельности, обновления производственной технологии, либо при реорганизационных процедурах организации, включая смену руководства организации. Специальными нормами законопроекта предусмотрено также ведение реестров уведомлений о начале предпринимательской деятельности.

Для проверки достоверности сведений, содержащихся в уведомлениях о начале предпринимательской деятельности и организации государственного контроля (надзора), за своевременностью их представления (изменения, обновления, дополнения) заявителями, предлагается внести в Кодекс об административных правонарушениях соответствующие нормы ответственности юридических лиц (в форме предупреждений и штрафных санкций) за недостоверность и несвоевременность представления уведомлений.

Проверка сведений, содержащихся в уведомлениях о начале предпринимательской деятельности, происходит посредством проведения мероприятий планового контроля (надзора) путем проведения выборочных проверок по четко определенным основаниям и критериям, перечень которых является исчерпывающим и не подлежащим расширению или «ведомственному усмотрению».

Нормами законопроекта вводится понятие проверка, которое включает в себя два вида проверок: документарные и выездные. Если ранее орган государственного контроля (надзора) мог по собственному усмотрению назначать проведение любого вида проверок, то законопроектом установлено разделение возможности организации и проведения проверок в зависимости от видов проводимого контроля (надзора). При этом выездная проверка осуществляется только в случаях, когда проведение документарной проверки недостаточно для установления фактов нарушений действующего законодательства.

Законопроектом существенно изменяется идеология проведения мероприятий внепланового контроля (надзора) субъектов предпринимательской деятельности. Так, законопроектом установлено, что внеплановый контроль (надзор) хозяйствующих субъектов проводится только в случаях проверки информации, полученной органами государственного и муниципального (контроля) от граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления или средств массовой информации:

  • о возникновении угрозы жизни или здоровью граждан, загрязнения окружающей среды, аварийных ситуаций;
  • о причинении ущерба жизни, здоровью граждан или окружающей среде.


Законопроект исключает из перечня оснований для проведения мероприятий внепланового контроля (надзора) нанесение имущественного ущерба, поскольку защита имущественных прав может осуществляться в судебном порядке в соответствии с гражданским законодательством.

Законопроектом предоставлено органам государственного контроля (надзора) право детализировать порядок организации проверок путем разработки и утверждения в установленном порядке административных регламентов, в которых разграничены случаи проведения документарных и выездных проверок.

Законопроект вводит запрет на проведение дублирующего контроля разными контрольно-надзорными органами в отношении одних и тех же требований, в отношении одного и того же объекта. Кроме этого, законопроект регламентирует процедуру проведения мероприятий внепланового контроля (надзора), сроков, порядок оформления её результатов, действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора).

До настоящего времени в действующем законе предусмотрены исключения для ряда сфер деятельности: налогового контроля; валютного контроля; бюджетного контроля; банковского и страхового надзора, а также других видов специального государственного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на финансовом рынке; транспортного контроля (в пунктах пропуска транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации, а также в стационарных и передвижных пунктах на территории Российской Федерации); государственного контроля (надзора) администрациями морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации аэропортов на территориях указанных портов; государственного контроля (надзора), осуществляемого в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте; таможенного контроля; контроля безопасности при использовании атомной энергии; контроля за обеспечением защиты государственной тайны; санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля в пунктах перехода Государственной границы Российской Федерации; контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также особо важных и режимных объектов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации; оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия; государственного метрологического контроля (надзора); государственного строительного надзора.

Мероприятия по контролю в указанных сферах регулируются иными федеральными законами и нормативными правовыми актами.

Законопроектом сокращаются данные изъятия, но вместе с тем, даже на данные сферы, исключенные из действия законопроекта, предполагается распространить общие принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора, а также следующие положения:

  • несколькими органами не могут проверяться одни и те же требования;
  • суммарный годовой срок проведения мероприятий по контролю для всех органов контроля для субъектов микропредприятий не может превышать 20 часов, а для субъектов малого предпринимательства - 70 часов.

 

Для предоставления государственной защиты организациям и индивидуальным предпринимателям в ходе проведения проверок, законопроект вводит новые дополнительные гарантии:

  • предусматривает перечень грубых нарушений закона о государственном контроле (надзоре), являющихся безусловным основанием для признания результатов проверки недействительными с правом проверяемого лица на реабилитацию и возмещение понесенных убытков в судебном порядке;
  • устанавливает квотирование суммарного срока проведения контрольных мероприятий на одном объекте, в отношении одного индивидуального предпринимателя, одного субъекта микро- или малого предпринимательства;
  • вводит запрет на проведение проверки однородных требований на одном объекте разными органами государственного контроля (надзора);
  • обязывает должностных лиц органов государственного контроля (надзора), проводящих проверки, раскрывать информацию о полученных результатах, степени виновности проверяемых и нарушениях, допущенных проверяющими (с указанием наступивших последствий для каждого из преступивших закон).

Предполагается, что законопроект вступит в силу с 1 января 2009 года. В переходных положениях предусмотрено, что в течение шести месяцев после вступления в силу, должны быть приняты требования к уведомлениям.
Примите участие в опросе!